Опыт работы на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников
через метод проектной деятельности»
Галимуллина
Оксана Рафисовна
Воспитатель
первой квалификационной категории
МАДОУ
ЦРР ДС № 85
С
самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который
его окружает. Для него все впервые, - первые: снег и дождь, страх и радость.
Всем хорошо известно, что четырех – пятилетних детей называют «почемучками».
Самостоятельно
ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. И вот здесь,
роль взрослого, роль педагога – неоценима.
Проведя
мониторинговые исследования детей среднего дошкольного возраста, выявила ряд проблем:
-отсутствие
инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждали готовых
знаний от педагога;
-во время
образовательной деятельности были активны только несколько человек, большая
часть группы стеснялась высказывать свое мнение;
-боязнь детей
публичного выступления перед сверстниками и родителями на праздниках (тихо читали стихотворения и
пели песни);
-возникающие
трудности при построении монологической речи не позволяли использовать знания и
впечатления, полученные вне стен детского сада, наблюдения за окружающим миром,
информацию из мультфильмов, сказок, театральных представлений.
Передо
мной стояла задача заложить у детей среднего дошкольного возраста позицию
самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,
сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в
играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство моих
«почемучек» в нужное русло.
Такую
возможность дал мне метод проектной деятельности. Изучив методическую
литературу, познакомившись с историей возникновения проектного
метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом
работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в
эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного
возраста. Он позволил мне, как педагогу, расширить образовательное пространство
группы, придать ему новые формы.
Переход
на проектный метод обучения осуществлялся по следующим этапам:
- занятия с
включением проблемных ситуаций детского;
- экспериментирования;
- комплексные
блочно – тематические занятия;
- интеграция:
Частичная
интеграция (Например, интеграция художественной литературы и художественного
творчества).
Полная
интеграция. Примером полной интеграции является интеграция экологического
воспитания с художественной литературой, художественным творчеством, музыкой,
физической культурой.
Интеграция
на основе единого проекта, в основе которого лежит определенная проблема.
- метод
проектов.
Для
реализации проекта планировала его содержание (цель, план, привлечение всех
участников образовательных отношений, составление плана –схемы проекта, сбор и
накопление материала, рекомендации для родителей и задания для самостоятельного
выполнения, презентация проекта).
Для
меня метод проектов – один из способов организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии педагога и
воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Итак,
остановимся на основных этапах метода проектов:
- целеполагание
(когда педагог
помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на
определенный отрезок времени);
- разработка проекта (план
деятельности по достижению цели);
Реализация
проектов происходит через различные виды деятельности (творческую,
экспериментальную, продуктивную). С моей точки зрения, задача воспитателя на
данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность
применения проектного метода в данном случае заключается в том, что данный этап
способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и
личностных качеств ребёнка.
- презентация проекта.
Важно, чтобы в
основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для
детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников,
находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Считаю, что
задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность
рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить
результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед
сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и
невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
- рефлексия.
Как
показывает мой опыт работы, взаимодействие педагога и ребёнка в проектной
деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция
педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и
нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых
этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Таким
образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у
ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности,
что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует
социальному заказу на современном этапе.
В
настоящее время проекты классифицируются:
1.По составу
участников
2.По целевой
установке
3.По тематике
4.По срокам
реализации.
В
практике своей работы использую следующие виды проектов:
1.информационно
- практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её,
ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и
др.).
Так,
в рамках городской акции «Внимание: дети!» был реализован проект «Я – водитель,
я – пешеход, я – пассажир», основная цель которого закрепление знаний у детей
правил дорожного движения, отработка практических навыков поведения на улице и
дорогах города, а также в общественном транспорте.
2.исследовательско
- творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде журналов, стенгазет, драматизации, детского дизайна;
3.творческие
проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
В
канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Новогодний калейдоскоп».
Проект был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и на
формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта был
проведен ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Авторское
стихотворение», «Поделка своими руками»; театрализованное представление «Письмо
для Деда Мороза»; дерево «Новогодних пожеланий», почта Деда Мороза.
4.ролево -
игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
Так,
всем участникам образовательных отношений надолго запомнились проекты «Профессии
моих родителей», «Наша армия».
Внедрение
метода проектной деятельности сопровождалось участием в методической работе
детского сада. Провела ряд консультаций для педагогов дошкольного учреждения:
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Вариативность
использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Виды проектов
и использование их в практике». Продемонстрировала мастер – класс на тему: «Перспективы
совершенствования педагогического мастерства», приняла активное участие в
семинаре для педагогов Тракторозаводского района «Метод проектов как форма
организации единого образовательного пространства ДОУ».
Воспитательно
-образовательная работа с детьми в процессе осуществления проектов дала
возможность в игровой, непринужденной форме познакомить дошкольников с
моральными нормами, сформировать умение устанавливать и реализовывать эти нормы
в повседневном поведении. Совместными усилиями воспитателя и детей были
созданы методические пособия «Словарь старинных слов», волшебные книги «Что в
имени твоём», «Любимые сказки». Нами были изданы брошюры для родителей
«Странички из жизни детскoгo сада».
Защита
проектов осуществлялась в различных формах: в процессе игровых интегрированных
занятий и театрализованного представления, путём создания книг, поделок и
макетов с их последующим представлением. Я стремилась к тому, чтобы каждый
ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил
положительную оценку детей и взpoслых, умел радоваться достижениям других.
Реализуя,
в течение трех лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов
проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:
- Действуя
самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих
их предметах и явлениях;
- Дети свободно делятся своими впечатлениями о
событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся
высказывать свои предложения;
- Полученные
знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
- Участвуя в
реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.
Подводя
итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая
тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует
созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности
проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию
практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить
качество образовательного процесса.
Мы
не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас вместе с детьми
работаем над проектом «Путешествуй и играй, познавай любимый край». Уверена,
что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить
качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.
Литература
Л.С. Кисилева,
Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников
ДОУ.- М.: Аркти, 2003 – 96 стр.
Л.Д. Морозова.
Педагогическое проектирование в ДОУ: - М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 стр.-
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»
И.А.Урмина, Т.А.
Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое
обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 – 320 стр.
Н.Е Веракса,
А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
Л.А. Антипова,
Н.Н.корнеева. проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийиск:
ГУИПП «Полиграфист», 2002 – 97 стр.
Хабарова Т. В.
Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс.
2011 г.
В.В.Халикова.
Проектный метод как способ реализации субъективного подхода. Журнал
«Воспитатель ДОУ» № 8. 2008 г.
Штанько И. В.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал
«Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4. 2004 г.
1 коммент.:
Интересно. Спасибо
Отправить комментарий