Опыт работы педагога



Опыт работы на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Галимуллина Оксана Рафисовна
Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ ЦРР ДС № 85

С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него все впервые, - первые: снег и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что четырех – пятилетних детей называют «почемучками».
Самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. И вот здесь, роль взрослого, роль педагога – неоценима.
Проведя мониторинговые исследования детей среднего дошкольного  возраста, выявила ряд проблем:
-отсутствие инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждали готовых знаний от педагога;
-во время образовательной деятельности были активны только несколько человек, большая часть группы стеснялась высказывать свое мнение;
-боязнь детей публичного выступления перед сверстниками и родителями  на праздниках (тихо читали стихотворения и пели песни);
-возникающие трудности при построении монологической речи не позволяли использовать знания и впечатления, полученные вне стен детского сада, наблюдения за окружающим миром, информацию из мультфильмов, сказок, театральных представлений.
Передо мной стояла задача заложить у детей среднего дошкольного возраста позицию самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора  информации и применения полученных знаний, умений и навыков  в играх и практической деятельности,  направить энергию и любопытство моих «почемучек» в нужное русло.
Такую возможность дал мне метод проектной деятельности. Изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он позволил мне, как педагогу, расширить образовательное пространство группы, придать ему новые формы.
Переход на проектный метод обучения осуществлялся по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского;
- экспериментирования;
- комплексные блочно – тематические занятия;
- интеграция:
Частичная интеграция (Например, интеграция художественной литературы и художественного творчества).
Полная интеграция. Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, художественным творчеством, музыкой, физической культурой.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит определенная проблема.
- метод проектов.
Для реализации проекта планировала его содержание (цель, план, привлечение всех участников образовательных отношений, составление плана –схемы проекта, сбор и накопление материала, рекомендации для родителей и задания для самостоятельного выполнения, презентация проекта).
Для меня метод проектов – один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии  педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Итак, остановимся на основных этапах метода проектов:
- целеполагание
(когда педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени);
- разработка проекта (план деятельности по достижению цели);
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). С моей точки зрения, задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что данный этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
- презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Считаю, что задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
- рефлексия.
Как показывает мой опыт работы, взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.По составу участников
2.По целевой установке
3.По тематике
4.По срокам реализации.
В практике своей работы использую следующие виды проектов:
1.информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
Так, в рамках городской акции «Внимание: дети!» был реализован проект «Я – водитель, я – пешеход, я – пассажир», основная цель которого закрепление знаний у детей правил дорожного движения, отработка практических навыков поведения на улице и дорогах города, а также в общественном транспорте.
2.исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде журналов, стенгазет, драматизации, детского дизайна;
3.творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Новогодний калейдоскоп». Проект был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта был проведен ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Авторское стихотворение», «Поделка своими руками»; театрализованное представление «Письмо для Деда Мороза»; дерево «Новогодних пожеланий», почта Деда Мороза.
4.ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
Так, всем участникам образовательных отношений надолго запомнились проекты «Профессии моих родителей», «Наша армия».
Внедрение метода проектной деятельности сопровождалось участием в методической работе детского сада. Провела ряд консультаций для педагогов дошкольного учреждения: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Виды проектов и использование их в практике». Продемонстрировала мастер – класс на тему: «Перспективы совершенствования педагогического мастерства», приняла активное участие в семинаре для педагогов Тракторозаводского района «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства ДОУ».
Воспитательно -образовательная работа с детьми в процессе осуществления проектов дала возможность в игровой, непринужденной форме познакомить дошкольников с моральными нормами, сформировать умение устанавливать и реализовывать эти нормы в повседневном поведении. Совместными усилиями воспитателя и детей  были созданы методические пособия «Словарь старинных слов», волшебные книги «Что в имени твоём», «Любимые сказки». Нами были изданы брошюры для родителей «Странички из жизни детскoгo сада».
Защита проектов осуществлялась в различных формах: в процессе игровых интегрированных занятий и театрализованного представления, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим представлением. Я стремилась к тому, чтобы каждый  ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взpoслых, умел радоваться достижениям других.
Реализуя, в течение трех лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:
- Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;
 - Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;
- Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.
Мы не собираемся останавливаться на  достигнутом. Сейчас вместе с детьми работаем над проектом «Путешествуй и играй, познавай любимый край». Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.


Литература
Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М.: Аркти, 2003 – 96 стр.
Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: - М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 стр.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»
И.А.Урмина, Т.А. Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 – 320 стр.
Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
Л.А. Антипова, Н.Н.корнеева. проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийиск: ГУИПП «Полиграфист», 2002 – 97 стр.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
В.В.Халикова. Проектный метод как способ реализации субъективного подхода. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8. 2008 г.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4. 2004 г.

1 коммент.:

Unknown комментирует...

Интересно. Спасибо

Отправить комментарий